» » Наши публикации

Ваш ребенок пошел в школу

По меньшей мере, половину своего дня дети проводят в школе. Как известно, организм ребенка из-за интенсивного роста очень чувствителен как к благоприятным, так и неблагоприятным условиям внешней среды. И даже большие адаптационные ресурсы детского организма не способны противостоять постоянно воздействующим негативным факторам.
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит его и успеваемость в последующие годы.
Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:
- Первые недели (нередко месяцы) обучения в школе на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это подтверждает тот факт, что именно в сентябре и октябре многие первоклассники болеют, жалуются на головные боли и усталость.
- Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, варианты реакций на новые условия.
- После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм приспосабливается к нагрузкам и реагирует на них с меньшим напряжением.
Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность адаптации первокласcников. Давайте поговорим о том, о чем наиболее важно знать родителям первоклассников, чтобы минимизировать возможные ухудшения здоровья маленьких школьников.

1. Питание ребенка должно быть полноценным. В рацион должны быть включены разнообразные продукты: белковые (мясо, рыба, творог, яйцо), сливочное и растительное масло, молочные продукты (молоко, кефир, простокваша, ряженка), свежие овощи и фрукты, соки. При полноценном питании ребенок получает различные витамины и микроэлементы (в частности - йод, цинк, селен, марганец, омега-3 жирные кислоты), которые влияют не только на физическое развитие, но и на развитие  интеллекта, способствуют усвоению новых знаний. В целях профилактики функциональных расстройств желудочно-кишечного тракта питаться детям необходимо регулярно, с интервалами не более 4 часов.

2. Режим дня ребенка должен строго соблюдаться. Повторяясь изо дня в день, определенный распорядок настраивает на учебу, отдых, физическую активность, тем самым облегчается выполнение всех дел, успешнее идет учеба. Продолжительность сна первоклассников должна составлять минимум 9-10 часов в сутки. Если малыш отправляется в школу в 6 лет, то желателен и дневной сон хотя бы на один час. Не стоит нагружать ребенка разнообразными дополнительными занятиями в первые месяцы учебы: адаптация к школе занимает до полугода, а то и больше времени. Пусть лучше на данном этапе первоклашка в свободное от занятий время полноценно отдыхает: гуляет на свежем воздухе, посещает музеи, театры.

3. Необходимо создание условий для достаточной двигательной активности ребенка. В распорядке дня ребенка обязательно должно быть время для подвижных игр на свежем воздухе. Гулять необходимо не менее 2 часов в день, желательно - в любую погоду. Игры на детской площадке периодически можно заменять пешими прогулками, во время которых происходит укрепление и налаживание контакта с ребенком посредством спокойной беседы. Очень хорошо, если родители находят время (хотя бы 10-15 минут в день) для выполнения домашней гимнастики вместе с ребенком: это простая и достаточно эффективная профилактика искривления позвоночника и плоскостопия.

4. Крайне важно следить за позой ребенка во время занятий за столом. Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедра ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ребенка необходимо выдерживать расстояние, равное ширине ладони малыша. Напоминайте ребенку о том, что спину необходимо держать ровно, не изгибаясь в стороны и не сутулясь. Здесь же можно отметить, что вес ранца с учебниками не должен превышать 10 % веса ребенка.

5. Облегчить ребенку приобретение навыков письма и стимулировать развитие интеллектуальных функций поможет развитие мелкой моторики рук: лепка, рисование,  конструирование. При этом, чтобы стимулировать в ребенке интерес к творчеству, очень важно внимательно и одобряюще относиться к стараниям ребенка. Помните, что в рисунок или поделку ребенок вкладывает свою душу и ждет от вас заинтересованности в своей работе.

6. Большое значение имеет профилактика нарушений зрения. Смотреть телевизор первоклашке следует с расстояния 3-5 метров, обязательно при наличии освещения. Продолжительность просмотра телепередач - не более 1 часа в день. Следите за тем, чтобы место, где ребенок играет, и его стол для занятий были достаточно освещены. Расстояние от глаз до стола (книги) во время занятий должно быть 30-35 см. Не стоит разрешать ребенку проводить за компьютером более 30 минут в день.

7. Для сохранения здоровья ребенка необходимо формирование привычки соблюдать правила личной гигиены. В школе руки детей будут многократно касаться перил, дверных ручек и других предметов общего пользования. Таким образом могут легко распространяться возбудители заболеваний. Не забывайте напоминать ребенку о необходимости мыть руки перед едой и после посещения туалета, даже если ваш малыш посещал детский сад. Вполне возможно, что в школе, в отличие от детского сада, педагогами не будет уделяться внимание тому, соблюдают ли дети правила личной гигиены. А элементарные гигиенические навыки помогут ребенку избежать многих инфекционных заболеваний.

8. Один из основных способов укрепления иммунитета ребенка – закаливание. Для достижения наибольшего эффекта закаливания необходима регулярность воздействия (за исключением тех ситуаций, когда закаливающие процедуры противопоказаны) и постепенное повышение его интенсивности. Резкие эпизодические воздействия не принесут пользы, а только приведут к мощному выбросу гормонов стресса у ребенка. Начинать лучше с обливания прохладной водой кистей и стоп ребенка, а потом уже можно начать обливать спину. Очень важно сформировать у ребенка положительное отношение к закаливающим процедурам, они ни в коем случае не должны производиться против воли ребенка. Понижать температуру используемой воды следует за один сеанс на 1-2 градуса,не более, и не при каждом сеансе подряд. А начинать желательно с воды, температура которой примерно равна температуре воды в ванной (душе).

9. Крайне важна для первоклассника психосоциальная адаптация  Поступление в школу является мощной эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка.  На ребенка влияет комплекс факторов: новый коллектив сверстников, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя систему адаптивных реакций. Но, далеко не у всех детей хватает возможностей быстро и успешно преодолеть возникшие трудности – довольно часто возникают нарушения процесса адаптации, которые сказываются на становлении полноценной учебной деятельности и играют существенную роль в развитии пограничных нервно-психических расстройств (нарушение сна и аппетита, капризность и раздражительность, быстрая утомляемость, тревожность). При стойком нарушении эмоционального состояния ребенка могут возникнуть патологические нарушения в психической сфере. Для улучшения процесса психосоциальной адаптации нужно регулярно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила; составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности; развивать у детей способность управлять своими эмоциями; развивать навыки общения.

10. Для нормальной адаптации ребенка к школе важен благоприятный психологический климат в семье. Частые стрессы не только ухудшают здоровье ребенка (страдает иммунитет, поэтому простудные и аллергические заболевания развиваются чаще), но и мешают ему успешно усваивать новые знания в школе - развивающееся нервное перенапряжение, невроз, депрессия не позволяют ребенку сосредотачиваться, снижают способность к запоминанию. Для ребенка в любом возрасте крайне важна спокойная и благожелательная обстановка дома. А на первоклассника, который испытывает сильное волнение от начала нового этапа в его жизни, дополнительные стрессы оказывают особенно сильное неблагоприятное влияние. Ребенок в период адаптации к школе очень психологически уязвим. Старайтесь помнить об этом!

За дополнительной информацией обращаться:

Контактное лицо  Бровкина Елена

ask_question@boiron.ru

Буарон
127006, Москва, Ул. Долгоруковская, д. 7
Тел.: +7 (495) 956-08-10
Факс: +7 (495) 956-08-14
E-mail: info@boiron.ru

Схема проезда »